В Петербурге нет инвестиционного климата: эксперт прокомментировал отставку Ирины Бабюк

Политика

Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов освободил от должности председателя городского комитета по инвестициям. Ирина Бабюк занимала эту должность с октября 2012 года, сейчас на ее место заместитель председателя комитета Евгений Васильев, именно он будет исполнять обязанности главы комитета по инвестициям.

Перемены в этой сфере назревали давно, потому что к работе комитета существуют определенные вопросы. Несмотря на большой потенциал, северная столица обладает малой инвестиционной привлекательностью, и причиной тому именно неэффективная деятельность соответствующего комитета.

Трудности в оформлении документов и отсутствие конкурентных налоговых льгот для инвесторов тоже играют свою роль. В результате Петербург проигрывает другим регионам как стартовая площадка и для организации нового производства, и для модернизации уже существующего. Итог плачевен: инвесторы переносят проекты в другие регионы, и не обязательно российские. Например, компания «Аквафор» предпочла Петербургу Эстонию – именно туда были перенесены заводы компании, поскольку существующая в соседнем государстве инвестпрограмма позволяет основать производство за четыре месяца, тогда как в городе на Неве этот срок достигает двух лет.

Еще один пример: крупнейший производитель програмного обеспечения Oracle, способствующий обучению в городе специалистов высочайшего класса, перенес местный центр разработки в Индию, и никаких попыток удержать компанию в Петербурге предпринято не было.

Впрочем, есть и другие проблемы. Как отметил в эксклюзивном комментарии для «ПолитРоссии» депутат VI созыва Законодательное собрание Санкт-Петербурга Андрей Юрьевич Анохин, за последние годы город потерял очень крупные суммы на различных проектах.

Проблема в том, что многие проекты, которые публично поддерживаются комитетом по инвестициям, в дальнейшем объявляют себя банкротом (как, например, ООО «Мера-Сталь» в 2015-2016 годах).

Средства неэффективно расходуются и в случаях, когда они бывают потрачены на разработку проектов, так и не воплотившихся в жизнь. Например, в копеечку Санкт-Петербургу обошлась разработка сообщения между городом и аэропортом «Пулково». Проект «Наземный экспресс», который должен был соединить  Московский вокзал с аэропортом, курировался как раз комитетом по инвестициям, и его разработка стоила городу больше миллиарда рублей. Однако он так и не был реализован.

Еще одна попытка соединить воздушный вокзал с городом обошлась в 41 миллион рублей – столько было потрачено на разработку проекта, позволяющего добраться от станции метро «Купчино» до «Пулково». Однако комитету так и не удалось привлечь инвесторов. Третья попытка – запуск скоростной электрички от Балтийского вокзала до аэропорта. Этот проект стоил 820 миллионов рублей и тоже остался лишь на бумаге.  

 «У нас сейчас нет инвестиционного климата», – констатирует Андрей Юрьевич Анохин плачевную ситуацию, возникшую в Северной столице.

Эксперт также отметил, что вместо реальной работы происходит лишь ее видимость, например, выделение земель под якобы какие-то социальные проекты, которые не осуществляются. По мнению депутата ЗакСа, государственные и городские интересы стали лишь бутафорией развития.

Примеров, демонстрирующих это, немало. Вопрос лишь в том, как изменить ситуацию в лучшую сторону. Очевидно, что смена руководителя комитета по инвестициям – первый шаг в нужную сторону.

Автор: Оксана Волгина

Источник фото: pixabay.com