Цена свободы: что случилось с экономикой стран СНГ за 27 лет

Экономика

Ровно 27 лет назад, 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.

Распад СССР не проходил одномоментно – так, закон о выходе союзных республик был принят еще в апреле 1990 года, а спустя несколько месяцев была провозглашена декларация о государственном суверенитете РСФСР. В общем и целом, этот период вошел в историю как «парад суверенитетов» – в ходе которого все республики постепенно провозгласили свою независимость и экономическую самостоятельность.

Закономерным финалом этой истории стало подписание лидерами РСФСР, Украины и Белоруссии Соглашение о создании Содружества Независимых Государств – 8 декабря 1991 года Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич встретились в Беловежской пуще и поставили подпись под документом, который, с одной стороны, подводил черту под стремлением союзных республик отправиться в свободное плавание, и, с другой стороны, не давал до конца разрушиться сложившимся хозяйственным и межнациональным связям. В состав СНГ вошли все республики за исключением прибалтийских (Грузия вышла из объединения в 2008 году).

И, наконец, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате 11 руководителей республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, тем самым подтвердив Беловежское соглашение и указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

Перед распадом

Важно отметить, что даже на пороге своего распада Советский Союз по праву считался одной из сильнейших экономик мира. Так, по состоянию на 1990 год внутренний валовый продукт СССР составлял один триллион советских рублей. Как отмечают аналитики МВФ, по покупательской способности это было эквивалентно 2,7 триллиона долларов. Иными словами, ВВП СССР составлял 12,1 % от мирового.

С точки же зрения аналитиков ООН доля советского внутреннего валового продукта и вовсе составляла 14,2 % от мирового показателя. Таким образом, даже находясь на грани распада, Союз все равно опережал такие страны, как Китай, Япония или Германия. Такое положение вещей сильно вскружило голову руководителям республик – осознав, что Союз дал им хорошую экономическую базу, они посчитали, что способны развиваться самостоятельно. Однако, как показала история, осуществить такие планы удалось далеко не всем.

Все республики бывшего СССР по уровню подушевого долларового ВВП условно можно разделить на четыре группы: к первой из них относятся страны с ВВП на душу населения в размере более 20 тысяч долларов США, ко второй – от 10 до 20 тысяч, к третьей – от 5 до 10 тысяч, и четвертой – менее пяти тысяч долларов на душу населения. Безусловно, деление это весьма условно, но, тем не менее, оно позволяет получить представление о том, какой именно положение постсоветские государства занимают сегодня как в мировой экономике, так и относительно своих бывших соседей по СССР.

Аутсайдеры

Главными аутсайдерами среди всех постсовестких республик принято называть Киргизию и Таджикистан (официально – беднейшая из всех 15 стран). Действительно, объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности этих стран колеблется в диапазоне от 3 до 4 тысяч долларов. Печально обстоят дела и с такими показателями, как средняя заработная плата (207 и 123 доллара, соответственно) или относительно высокий уровень безработицы (7,3 и 10,3 процента).

Цена свободы: что случилось с экономикой стран СНГ за 27 лет

Обе эти страны отличает и то, что после выхода из состава Советского Союза они начали стремительно терять в подушевом ВВП. Киргизию от тотальной нищеты сумели спасти мировое повышение цен на золото, а также проведенная в стране приватизация, а также стратегическое партнерство с Россией и США. Помогла и вспыхнувшая в 2005 году «Тюльпановая революция», после которой правительство избранного Курманбека Бакиева получило от международных финансовых институтов кредиты для борьбы с бедностью и поощрения экономического развития. Однако в 2010 году в отставку был вынужден подать и сам Бакиев.

Таджикистан после выхода из СССР столкнулся с национальной трагедией – страна погрузилась в гражданскую войну, что нанесло серьезный удар как по экономике, так и по численности населения (из страны были вынуждены бежать более 10 % граждан). Долгое время почти половина ВВП Таджикистана приходилась на эмигрантов, работающих, в большинстве своем, в России. Однако после кризиса 2008 года эти поступления стали приносить существенно меньший доход. В данный момент сводить концы с концами стране помогает экспорт нефти и газа.

На грани бедности

Четверку стран, чье положение  также оставляет желать лучшего, составляют Армения (ВВП на душу населения – 9456 долларов), Молдавия (5661 долларов), Узбекистан (6929 долларов) и Украина (8713 долларов).

Цена свободы: что случилось с экономикой стран СНГ за 27 лет

Все эти государства были вовлечены в вооруженные конфликты: война с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха у Армении, приднестровский конфликт у Молдавии, изгнание американских военных из Узбекистана и война на Юго-Востоке Украины. Безусловно, эти события наложили серьезный отпечаток на экономики государств, основный доход которых составляла прибыль от экспорта вина или производства хлопка. Однако наиболее ярко из этой четверки выделяется Украина.

До распада союза УССР по праву можно было считать одним из мощнейших экономических регионов как самого СССР (ВВП составлял 29,6 % от общего уровня), так и Европы. На Украине базировались автомобильная, авиационная, станкостроительная промышленности, а также крупнейший в СССР центр кораблестроения, базирующийся в Николаеве. Тем не менее, такие впечатляющие стартовые позиции не удалось конвертировать в хоть сколько-нибудь существенный успех. Более того, страна пережила период быстрого экономического спада и галопирующей инфляции, и к текущему моменту превратилась в одно из беднейших государств Восточной Европы. Существенно отбросили страну назад и события 2014 года, от которых Киев до сих пор не может оправиться. Не стоит забывать и том, что экономика Украины сильно зависит от экспорта газа и стали, благодаря чему она также оказалась очень уязвимой: в первом случае сказалось обострение отношений с Россией, во втором – экономический кризис 2008 года.

Относительная стабильность

Азербайджан (17 529 долларов), Белоруссия (18 871 долларов), Туркмения (18 164 долларов) и Грузия (10 747 долларов) принято относить к группе так называемых относительно успешных государств, сумевших добиться определенной стабильности в своем экономическом развитии. 

Цена свободы: что случилось с экономикой стран СНГ за 27 лет

Азербайджан и Туркмения – два диаметрально противоположных примера того, как страна может распоряжаться своими нефтегазовыми запасами. Так, в Баку сделали ставку на капитал из-за рубежа, и с 1994 года западные компании инвестировали в развитие местной нефтегазовой индустрии миллионы долларов. Тем не менее, сказать, что страна сильно выиграла от этого, нельзя: большая часть доходов государства уходит на оборону – в частности, это обусловлено конфликтом вокруг Нагорного Карабаха. Тем не менее, страна демонстрирует относительно приемлемые показатели благосостояния (средняя зарплата в размере 283 долларов и низкий уровень безработицы, составляющий всего 5 %).Да и вообще, экономика Азербайджана в общей сложности выросла почти в 20 раз, что является рекордом среди всех стран СНГ.

В Туркмении, напротив, долгое время был закрыт вход для иностранных инвесторов, в результате чего страна не могла в полной мере использовать свои огромные запасы нефти и газа. Сказывалась и нехватка экспортных трубопроводов, а также непрекращающиеся споры с Россией, Ираном, Казахстаном и Азербайджаном по поводу юридического статуса каспийского шельфа. Однако в последнее время страна начала выходить из изоляции и пытается выходить на другие газовые рынки – в частности, в Китай и Иран. Стоит отметить и действия властей страны, благодаря которым граждане получили право на бесплатное пользование водой, солью, газом и электроэнергией.

Что касается Грузии, то ее развитие также оказалось зависимым от энергоресурсов, правда в данном случае стоит говорить об обратной зависимости. Так, после 1991 года страна потеряла доступ к дешевой энергии, что в дальнейшем только усугублялось с ухудшением отношений между Москвой и Тбилиси. Разрыв торговых отношений между странами также не способствовал экономическому росту. Приход в 2004 году ко власти Михаила Саакашвили придал Грузии определенный импульс – была начата борьба с коррупцией, а в страну стали подтягиваться иностранные инвесторы. Однако повышение цен на топливо в 2006 году едва ли нес вело этот рост на нет. Сейчас страна продолжает демонстрировать определенные темпы роста, однако по своему уровню она все равно остается крайне близкой к отстающим странам. В частности, Грузия отличается довольно высоким процентом безработного населения – он составляет 11,6 %.

Белорусский путь: сохранить и приумножить

Белоруссию следует сознательно вынести отдельно, поскольку это едва ли не единственный пример бывшей союзной республики, сумевшей сохранить опору на советские методы хозяйствования. Во многом именно это позволило Республике преодолеть переходные 90-е и выйти на достаточно стабильный уровень. Белорусы, в отличие от тех же украинцев, не закрыли ни одного своего предприятия, доставшегося в наследство от СССР, в результате чего сегодня они имеют возможность создавать конкуренцию на рынках тракторов, грузовиков и холодильников. На стабильно высоком уровне держится и сельское хозяйство, обеспечивающее стране практически стопроцентную занятость населения – уровень безработицы составляет всего, что является абсолютным рекордом для европейских государств. Средний уровень пенсии в Белоруссии держится на уровне зарплат некоторых постсоветских государств – 250 долларов США – в то время как сама заработная плата держится в районе отметки в 350 долларов.

Европейский путь

Латвия, Литва и Эстония (ВВП на душу населения 27 702, 32 379 и 31 649 долларов соответственно) никогда не входили в состав СНГ, изначально дав понять, что держат курс на Европу. Тем не менее, для большей части жителей стран СНГ они так или иначе остаются привязанными к постсоветскому пространству. 

Цена свободы: что случилось с экономикой стран СНГ за 27 лет

Европейские стремления стран воплотились в реальность в 2004 году, когда всей тройкой они стали членами Евросоюза. Практически сразу после обретения независимости в странах начались реформы, направленные на создание рыночной экономики. Стоит отметить, что эти меры были необходимыми – иначе государства просто не приняли бы в ЕС. Однако финансовый кризис 2008 года оказался для Прибалтики, как для наименее защищенных членов ЕС, настоящим ударом, в результате чего все три республики испытали сильнейшую рецессию. Тем не менее, их показатели по ВВП и сейчас находятся на уровне, позволяющем считать государства достаточно развитыми.

Дьявол здесь, как это часто бывает, кроется в деталях. После экономического кризиса население стран стало стремительно сокращаться – открытые европейские границы позволили гражданам отправиться на поиски заработков в Западную Европу. Внутри же самих республик в это время существенно рос уровень безработицы. Еще один важный показатель в данном случае – это размер госдолга страны на душу населения. У  Латвии и Эстонии он достигает катастрофических размеров (18 414 и 21 257 долларов соответственно) – это итог помощи странам от международных валютных организаций.

При этом похвастаться реальным ростом может только Эстония, которая, в отличие от сделавших ставку на туризм Литву и Латвию, сумела найти свою производственную нишу. Речь идет об электронной и телекоммуникационной индустрии, а также IT-сфере. Помимо этого страна имеет прочные экономические связи с Финляндией, Швецией и Германией. Тем не менее, все прибалтийские республики прошли полный процесс деиндустриализации, лишившись всего советского наследия.

Передовики

Без сомнения, самыми обеспеченными странами СНГ на сегодняшний день являются Казахстан и Россия. Об этом красноречиво говорят хотя бы простые цифры: уровни ВВП на душу населения составляют 26 306 и 27 893 долларов соответственно. При этом страны могут похвастаться достаточно солидным уровнем средней заработной платы (360 долларов в Казахстане и 527 долларов в России), а также сравнительно невысоким для объемов своих экономик уровнем государственного долга (9 100 и 3 590 долларов на душу населения). При этом необходимо отметить, что и Россия и Казахстан не желали выхода из СССР и до последнего пытались отстоять его целостность.

Цена свободы: что случилось с экономикой стран СНГ за 27 лет

Безусловно, такие показатели не являются неожиданными. Казахстан и до распада СССР входил в тройку лидеров среди остальных республик и, фактически, после обретения независимости смог увеличить свои показатели.Власти страны сделали упор на рост темпов производства нефти и газа. Играет свою роль и географическое расположение – Казахстан находится между двумя «гигантами» в лице Китая и России, так что проблем с наличием партнеров в сфере энергоносителей у страны не возникает.

Что же касается нашей страны, то мы, безусловно, сильно пострадали от распада СССР. Существовавший долгие годы единый хозяйственный комплекс страны был разрушен, а, поскольку завязан он был так или иначе именно на Россию, первоначальный спад в экономике нашей страны составил порядка 30 %.

Тем не менее, нашей стране удалось сохранить некоторые важнейшие позиции, ставшие залогом дальнейшего роста. Конечно, главную роль сыграл огромный природно-ресурсный потенциал, а также большой массив продуктивных земель. При этом Россия сохранила свои позиции в науке и, как следствие, во всех наукоемких отраслях. На данный момент на территории нашей страны находятся предприятия практически всех отраслей промышленности. Все это позволило нашей стране относительно быстро преодолеть переходный период и уже к началу нулевых годов полностью превысить все советские показатели. Фактически, и об этом говорят показатели того же ВВП, Россия стала богаче более чем в полтора раза.

Цена свободы

Безусловно, оценивать развитие государств после их выхода из состава СССР в одной лишь только экономической плоскости не совсем корректно. В конце концов, республики преследовали разные цели, например, близость к Европе или желание самостоятельно распоряжаться своими ресурсами. Так или иначе, распад СССР оказался экономически тяжелым для всех новообразованных стран, а по-настоящему успешными смогли стать лишь те, кто меньше остальных желал распада Советского Союза.
 

Автор: Константин Липавский

Источник фото: mil.ru